Форум » Строительство моделей парусников » Модель парусного ботика » Ответить

Модель парусного ботика

Петрович: А попробую-ка я создать описалово: чего, когда и как продвигается "строительство" ботика. Пора напрячься - летом должен сойти "со стапели" - очередной подарок! Будет еще один маленький шажок в моем "образовании" - ботик будет изготавливаться на болване и с клеенными шпангоутами.

Ответов - 57, стр: 1 2 3 4 All

Петрович: Пробую освоить новую технологию: изготовить корпус на болване. Причем, в отличие от моделистов-"производственников", болван используется для изготовления клееных из шпона шпангоутов. Дело муторное и не быстрое, но при этом сами шпангоуты идеально повторяют обводы корпуса, при своих небольших толщинах довольно прочны и в то же время имеют некоторую гибкость.

Петрович: Собственно, изготовление самого "болвана" (или макета) особой трудности не представляет: килевая рамка да набор шпангоутов выпиливаются из фанеры и потом клеятся в набор. Особенностью "моей технологии" является то, что в отличие от остальных моделистов межшпангоутное пространство я заполняю плотным пенопластом. Причина проста - последующая обработка такого набора для придания нужных обводов очень проста и не занимает много времени. Есть, конечно, и недостатки: при выклеивании на болване шпангоутов из шпона практически отсутствует возможность (или это достаточно трудно сделать) прижимания склеиваемого пакета к макету - пенопласт совсем не держит кнопок и пр. Но, поскольку я предварительно придаю нужную форму полоскам шпона (стараюсь избегать возможному появлению внутренних напряжений в шпангоутах) - особых проблем вроде как не возникает.

Петрович: Шпангоуты будут изготовляться "хитро" - они будут клеенные из шпона. Выбор такого способа изготовления обусловлен следующими причинами: - разная толщина шпангоута по высоте; - малая толщина шпангоута в верхней части - около 3 мм; - поскольку ботик внутри будет "полым", необходима приличная жесткость и в то же время некоторая гибкость шпангоута - а то ж сломать недолго. Ну что ж - начнем! Каждой полоске шпона специальным надсекателем придаю необходимую форму, максимально приближенную к обводам корпуса в месте установки: Далее из таких полосок собираю пакет: в нижней части на этой стадии будет 5 полосок, в верхней - 3: Ну и, собственно, клею пакет на болване в месте, где в дальнейшем он и будет установлен: После склеивания и сушки готовый шпангоут можно снимать: В результате получилась небольшая кучка шпангоутов и опять готовый к использованию болван.


Петрович: Поскольку ботик полый, все приходится делать почти "как на настоящем" . В изготовлении киля ничего особо сложного нет - он наборный из дуба. После склеивания частей и проверки профилирования внутреннего обвода делаю выборку под шпунт, в который в дальнейшем будет установлен первый шпунтовый пояс обшивки. Для выборки шпунта пришлось немного переделать мой "фрезер": у меня был поворотный упор, сделал выдвижной с площадкой наверху, на которую приспособил махонький подшипник то ли с жесткого диска ПК, то ли с какого шагового движка - не помню уже Упор делал изнутри киля, выборка - простым центровочным сверлом небольшого диаметра:

Петрович: После выборки шпунта в киле делаются прорези в местах установки шпангоутов. Все шпангоуты опять устанавливаются на "свои места" на болван, поверхности сопряжения смазываются клеем и киль торжественно водружается на тот же болван и фиксируется. Здесь главное - точность установки киля, ибо от этого в дальнейшем будет зависеть вся геометрия корпуса. После высыхания шпангоуты доклеиваются "недостающими" полосками (в нижней части их будет две, а в верхней - одна) для окончательного профилирования шпангоутов, а заодно и для более прочного соединения с килем. Таким образом, толщины шпангоутов получились следующими: в нижней части 7 полосок (5,6 мм), в верхней части 4 полоски (3,2 мм). Зато держатся бомбово!

Петрович: Передние шпангоуты - "сложные", потому что составные и "кривые". Можно было бы, конечно, пойти по "простому" принципу: сделать их прямыми и потом малковать, но че-то захотелось более "правдивых", к тому же в верхней части они будут немного видны. Такие вот получились:

Петрович: Ну что ж, все шпангоуты вроде как на своих местах, попробую-ка я вынуть болван. Мало ли, что-то приклеилось "не туда"? Как бы не попасть впросак! Все нормально - вынимается! Вот так вот выглядит "скелет" судна.

Петрович: Ну что ж, будем "скелет" наполнять "мускулами, сухожилиями" и прочим, т.е. заниматься силовыми элементами. Одеваю "скелет"обратно на болван, чтобы не потерять геометрию. Основным силовым элементом, конечно, является киль, но шпангоуты в верхней части пока чувствуют себя довольно вольнотно. Поэтому не менее важными элементами есть бархоуты. От основного принципа "слоеного пирога" отходить не буду: бархоут тоже будет собран и склеен из полосок шпона, 5 полосок=4 мм. Первую полоску изгибаем тем же надсекателем по профилю борта и, не клея, прикрепляем махонькими "гвоздиками" к нескольким шпангоутам (я просто просверлил дырочки и прикрепил кусочками медной проволоки диаметром 0,8 мм). Особо усердствовать не надо - бархоут потом нужно будет снимать. Вторую полоску так же изгибаю и приклеиваю к первой ... Ну и т.д. "Гвоздики", оставшиеся в шпангоутах, после снятия бархоута

Петрович: Вот и готовы бархоуты! После выклеивания бархоутов по обоим бортам снимаю их, аккуратно поддевая ножом или чем другим: их нужно будет обработать, пошлифовать, покрасить и ... поставить на место. Итак, снимаем Вот такие вот получились Калибрую их на своем "фрезере" Потом наждачку в зубы - шлифую. После шлифования крашу бархоуты "в радикально черный цвет" обычными черными чернилами. Когда-то раньше пробовал красить черной тушью - не годится! Со временем че-то там из туши испаряется и появляются красные разводы, мало похожие на "старину". Ну и после всего этого уже на клей ставлю бархоуты на свое законное место! Да, еще небольшой нюанс: покрашенные чернилами бархоуты после высыхания желательно сразу же покрыть лаком хотя бы разок - мажутся, зараза! После приклеивания их на место руки выглядели, как у первоклашки, который учится писать перьевой ручкой

Петрович: Ну что ж, вот и пришла пора "прощаться" с болваном: аккуратненько вытягиваем его из корпуса и ложим куда-то на дальнюю полку - мало ли, что в жизни случится, может, и пригодится когда-то еще? Ну вот, пока есть "доступ к телу", т.е. к внутренностям ботика, займемся "наращиванием мышц"! Первым делом ставлю усилитель на форштевень (дуб, кстати! ), ну ... был он там ! Вначале приклеиваю А затем для пущей важности еще и стягиваю "болтами" (на самом деле расклепанная обычная медная проволока 1,4 мм) Далее изготавливаю и устанавливаю продольную килевую доску, чтобы не "попасть" на так "любимый" моделистами "внезапный изгиб" киля, который случается, как правило, в самый неподходящий момент - при установке обшивки и бороться с которым ну очень непросто

Петрович: Поскольку на днище будет ниче так нагрузка, ставлю дополнительные продольные силовые элементы - две доски

Петрович: На своем "фрезере" изготавливаю площадку под мачту Затем, предварительно усилив место установки опоры мачты двумя продольными брусами, устанавливаю ее на место Ну и "для пущей важности" закрепляю степс "болтами" - деталь-то ведь довольно важная!

Петрович: Чего-то я себе решил, что внутреннюю обшивку будет ставить проще, пока нет наружной. Ну вроде как к наружной обшивке доступ попроще. Ну что ж - попробуем! Для начала закрепляю скелет ботика в держателе для киля (сделал как-то по надобности за вечерок - а он оказался универсальным ! Пользую уже для третьего кораблика!). Ну ... и начинаю обшивать!

Петрович: Установка обшивки, тем более внутренней - процесс довольно муторный и надоедливый , поэтому иногда очень полезно "отвлечься". Вот и я решил чуток отвлечься, "сбегал на пилораму" и заготовил материал для рыбин, обрезал в размер и немного зашлифовал Склеил их Ну и, поскольку ведь это ж почти палуба! - все должно быть "по-взрослому" - поэтому "бью" нагели Вот рыбины и готовы! Чтобы посмотреть, как оно будет выглядеть после пропитки маслом, одну доску чуть смочил водой А затем устанавливаю их на ботик

23 rus: Вау!!!



полная версия страницы